Формально первое требование МВФ Киев уже выполнил. На днях закон о создании пресловутого «антикоррупционного суда» украинскими депутатами все же был принят. Закон, не совсем «побуквенно», мягко говоря, соответствующий требованиям фонда.
Но лучше уж так, чем совсем, простите, никак.
А вот по второму пункту ведомство Оксаны Маркаровой с МВФ непосредственно сейчас как раз и пытается договориться — по словам министра, «ведутся переговоры по цене на газ и реформам энергетического рынка».
«Мы надеемся завершить их в ближайшее время и ожидаем получить транш от МВФ осенью. Чем быстрее мы его получим, тем лучше», — сказала Оксана.
Однако тут-то и начинается главное противоречие, существующее между киевскими властями и руководством МВФ, — в вопросах реализации программы кредитования. Дело отнюдь не в «антикоррупционном суде»: будем говорить прямо, в своей чисто финансовой, а не политической сути Международный валютный фонд — организация деловая и внутренние проблемы Украины с «антикоррупционными структурами» ей в общем безразличны.
«Антикоррупционный суд» в данной конкретной ситуации — это вообще требование не МВФ, а курирующих нынешний Киев западных политических властей. И этим требованием фонд сейчас пользуется, чтобы денег по возможности Украине не давать.
И в этом и есть экзистенциальное противоречие МВФ и Киева: Киев хочет денег, причем поскорее и побольше. А Международный валютный фонд хочет сделать все возможное, чтобы, если вообще не давать невозможно, то хотя бы минимизировать платежи.
Тут все просто: Украина — безнадежный должник, и это ясно сейчас любому вменяемому финансисту.
И дело тут даже не в колоссальном объеме долгов, «неподъемность» которых еще весной текущего года официально признал даже местный премьер Гройсман.
И эти долги также можно и нужно считать именно как суверенные (на сегодняшний момент времени это происходит, мягко говоря, «частично»). А значит, платить будет государство — считай, народ. За счет того же пресловутого «повышения цены на газ», например.
Но дело не только в этом.
При желании и методичной работе любой, даже самый «тяжелый», долг можно реструктурировать. Но для этого Украина должна будет показать кредиторам хотя бы потенциальные источники денежных средств, из которых она — пусть не сразу — собирается выплачивать долги. Вот только, увы, при отрицательном внешнеторговом сальдо и дефицитном бюджете она не сможет этого показать.
Поэтому даже сочувствующим самой запоздалой в Евразии «молодой демократии» чиновникам МВФ ничего и не остается, как придумывать все более и более замысловатые поводы для минимизации «траншей».
Ибо они, будучи людьми образованными, прекрасно отдают себе отчет в том, что «дают деньги в никуда». И, будучи прожженными международными финансовыми бюрократами, отлично соображают, что условное «начальство» как-нибудь отбоярится, а спрашивать «за невозврат» будут именно с них.
Так что для МВФ ситуация откровенно патовая. И тянуть с ее разрешением они будут столько, сколько получится. А вот украинским властям, напротив, придется научиться быть готовыми к любому «исполнению требований» и пожеланий «западных партнеров».
Кстати, только что группа озабоченных европейскими ценностями депутатов Европарламента уже призвала Петра Порошенко присоединиться к гей-параду в Киеве.
Есть смысл рассмотреть идею в плане пиар-ценности для западных кредиторов.
Дмитрий Лекух